Основные принципы эквализации барабанной установки для живого выступления. Курс начинающего звукорежиссёра.

14 Июня 2022

Основные принципы эквализации барабанной установки для живого выступления. Курс начинающего звукорежиссёра. Правильное звучание на сцене и в зале это предмет горячих споров как музыкантов и вокалистов, так и звукорежиссёров, организаторов мероприятий, владельцев помещений где проходит мероприятие, и конечно зрителей.

Когда я впервые столкнулся с необходимостью настроить звук музыкального коллектива на сцене, то сразу возник вопрос - а по каким критериям определять то самое «правильное» звучание? Точнее, относительного какого из «правильно» выстраивать звук, ведь помимо разницы в настройке звука разных музыкальных жанров, есть ещё и десятки мнений о том, как в рамках этих самых жанров должны звучать инструменты? Есть ли что-то, от чего можно оттолкнуться, какие-то принципы которые бы работали всегда в любом жанре, в любом помещении?









     








Ответ - ЕСТЬ!





Начну с самого главного, а именно основополагающего принципа по которому настраивается звук на мероприятии.

Этот принцип - не навреди.

Один мой уважаемый коллега работающий на студии звукозаписи, часто говорил: «Лучшая запись это та которая не требует обработки».

Другими словами, изначально качественно записанная звуковая дорожка, с плотным живым звуком и есть тот самый стандарт звучания музыкального инструмента или голоса, к которому стремится студийная запись. Она не требует десятка слоёв звуковой обработки, иногда достаточно просто выровнять эту дорожку по громкости чтобы трек зазвучал отлично. Поэтому, если вы слышите звук, который вам нравится, вам почти не нужно будет его менять и как-то улучшать.

Данное небольшое правило актуально и для живых выступлений.

Однако, для того чтобы определить качественно звучит музыкальный коллектив во время живого выступления или нет, требуется опыт и большой объём знаний как именно должен звучать тот или иной инструмент в разных музыкальных жанрах.

И всё же не отчаивайтесь! Существуют основные правила настройки звучания независимо от стилей и этим правилам будет посвящено следующие несколько статей.

Начнём же мы с описания того, по каким принципам настраивается барабанная установка для живого выступления!

Первой, конечно же настраивается бас-бочка.

Звучание бас-бочки в среднем должно создавать объём и иметь чётко различимый «удар» и именно к этому мы стремимся привести звучание бочки, независимо от её модели.

1) Объём и агрессивность бочки расположены на частотах 80-200Гц. Усиливая эти частоты в эквалайзере, вы добавите ей энергии, однако необходимо соблюдать баланс между атакой и объёмом, потому - не переусердствуйте.

2) Читаемость Бас-бочке придают частоты от 800-1500Гц, и здесь вам придётся поискать частоту удара которая характерна для инструмента на сцене.

3) Диапазон 200-500Гц несёт в себе спектр обертонов бочки. Он делает звук более живым, но при этом более размытым. Ослабление этих частот разгрузит шум в звучании музыкального коллектива в полном составе, однако если речь идёт о акустической программе или о неполном составе коллектива, то они наоборот будут заполнять недостающие объём и живость.

4) На частотах от 2000Гц и выше до 20000Гц расположены самые читаемые звуки бас-бочки, а именно атака и «щелчок». Их, опять же придётся находить опытным путём.




Как только вы услышали, что у бочки есть сбалансированный объём и удар, то в целом вы достигли цели и здесь либо остаются проблемы с фидбеком которые необходимо устранить, либо открывается пространство для украшения и доводки звучания.






ЧАСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Самой частой проблемой с которой я сталкивался при настройке бочки это «заводка» микрофона и в 80% случаев это были частоты около 100Гц и 300Гц. Однако, в разных залах и на разном оборудовании фидбек может возникать практически на любых частотах, поэтому искать проблемные частоты вам придётся каждый раз как в первый.

Следующим этапом будет компрессия получившегося звука и настройка гейта при необходимости.

В целом, независимо от возможностей вашего оборудования, звучание бочки необходимо сжать, чтобы убрать пики и приподнять в громкости самые тихие удары. Здесь от вас потребуется видеть и слышать начинает ли действительно работать компрессия именно во время звучания пиковых ударов, или же она работает всегда или не отрабатывает вообще. Видеть прежде всего по индикатору компрессии, который начинает мигать если она работает (в цифровых пультах всё ещё нагляднее в виде графиков и диаграмм) и слышать действительно ли самые сильные удары барабанщика перестают «бить по ушам» или ничего не меняется.

Мягкой компрессией считается уменьшение на -3дб и жёсткой от -7 до -10 Дб.

Жёсткая компрессия усиливает всё звучание сразу делая его более острым и ярко выраженным, при этом более сухим и менее объёмным.

Настройка гейта (Gate) как и другие настройки сильно зависит от ситуации. Иногда им в том числе отсекают пиковые звуки которые вызывают заводку микрофона, но по большей части эта функция используется чтобы исключить фоновые шумы сцены и других барабанов, которые проникают в микрофон бас-бочки. Чаще всего это небольшой диапазон низких реже высоких частот, на которых расположены стабильные фоновые шумы и гул.

В итоге у вас получится чёткий читаемый звук бас бочки с хорошей атакой и различимым щелчком от удара.

Следующим необходимо отстроить малый барабан.



1) Тело звучания малого барабана, расположено в диапазоне звучания бас-бочки, на частоте 100Гц и они часто начинают заглушать друг друга в миксе. Исправляется это положение выделением акцентов по частотам, а так же распределением барабанов по панораме – бас бочка на 4 влево, малый барабан 4 вправо.

Под выделением акцентов я подразумеваю узкое завышение какой-либо частоты звука инструмента, которая наиболее близка к его уникальной основной частоте тона. Вы знаете, что тело звука бас-бочки и малого барабана расположены около частот 100-120Гц, но реальная частота каждого отдельного инструмента уникальна и может выходить за пределы этого диапазона. Например, несущая частота бас-бочки будет 90Гц а малого барабана 104Гц. Узко завысив их на +5 Дб или выше, при необходимости, мы получим чётко различимые звуки ударов двух барабанов одновременно.
Этот же приём используется с любыми другими инструментами, конфликтующими в АЧХ их звучания.

2) Удар малого барабана расположен в диапазоне 900-2000Гц. Повышайте эти частоты с осторожностью и узкой полосой, чтобы не мешать в миксе другим инструментам.

3) Звук пружины можно найти в районе 3-5 кГц. Чаще всего требуется либо немного выделить эти частоты для большего окраса звучания, либо не трогать их вовсе, поскольку пружина изначально звучит достаточно громко и различимо.

4) Щелчок от удара расположен в районе 6-10 кГц. Наряду с пружиной, щелчок придаёт выразительности и обогащает звучание барабана, потому не обходите его вниманием при настройке.

Компрессировать звучание малого барабана необходимо мягко, для того чтобы немного выровнять динамику игры и выделить атаку. Переборщив с компрессией вы получите слишком сухое и острое звучание и зарежете динамику игры на корню.

Томы.



Лично я считаю настройку томов областью искусства. Если в бочке и малом барабанах основной тон звучания задают различимые звуки удара, щелчка и обертонов, то в малом, большом и напольном томах, это в большинстве своём обертоны и именно в них заключена вся выразительность звучания.

Искать, выделять и украшать основной тон тома это сложная, но творческая задача, поскольку ни у каких других барабанов за время своей работы звукорежиссёром я не встречал такого разнообразия в окрасе звучания.

Мне встречался напольный том, звучание которого состояло на 90% из обертонов на частотах около 300 Гц вызывавших фидбек у всех стоящих неподалёку микрофонов. То есть он фактически звучал как неразличимый гул, без атаки и удара.

Если вы в своей практике столкнулись с подобным, то вот вам решение данной ситуации. Сначала найдите и безжалостно обрежьте все частоты, вызывающие фидбек. Затем найдите самый яркий частотный участок, на котором звук тома различим лучше всего и ближе всего к естественному и насколько возможно повысьте его.



1) Тело звука томов расположено в районе 100-300Гц

2) Звук щелчка (если конечно он есть), в районе 3000-4000Гц.

3) Частоты от 300Гц до 3000Гц редактируются исключительно по ситуации. Они могут быть принесены в жертву чтобы освободить место для других звуков, а могут быть наоборот выделены, если вы посчитаете это целесообразным.

Компрессия и гейтирование этих барабанов так же используются исходя из ситуации. (Я чаще всего не компрессировал их отдельно, а создавал общую группу эффектов и компрессии ударных, которой и приводил к общему знаменателю звучание барабанной установки)

Последним пунктом по списку но не по значимости идут тарелки.


Общие рекомендации такие: Примените lowcut фильтр в районе 300-500Гц, а затем немного приглушите диапазон 1000-2000Гц чтобы разгрузить его.

Дальше всё зависит от оборудования. Если вы снимаете двумя микрофонами все тарелки, то описанных выше манипуляций должно хватить чтобы получить вполне читаемую картину звучания тарелок в миксе. При необходимости срезайте самые высокие частоты от 10кГц и выше.

Как и в других случаях, мягкая компрессия избавит вас от выстреливающих ударов в креш и добавит читаемости более тихим ударам в хэт.



Как только звук всех инструментов барабанной установки выстроен, приходит время к тому чтобы уложить это звучание в единое целое.

Выше я уже говорил о том, что для этих целей использую групповую компрессию, и лучшего инструмента для придания одного характера звучания всей барабанной установки вам не найти. В остальном же, вам будет необходимо слушать и понимать, какой барабан выделяется из общего звучания, а также каким именно образом. Он громче? Забивает остальные барабаны на определённых частотах? Или же чего-то не хватает?

К сожалению на эти вопросы нет стандартных ответов и здесь, вам придётся полагаться исключительно на собственный слух и собственное понимание правильного звука.

В завершении скажу, что на настоящем саундчеке, перед выступлением музыкального коллектива, барабанная установка настраивается (сразу после отстройки основных тонов барабанов) вместе с бас гитарой, поскольку настраивая всё по отдельности, очень сложно собрать их звучание воедино. Однако на если у вас недостаточно опыта, самым правильным будет настраивать барабанную установку именно так, как описано выше, а значит дерзайте!

О настройке основных инструментов музыкальной группы для живого выступления, я расскажу вам в следующих статьях!



Возврат к списку



Новости на музыкальном рынке

Основные принципы эквализации барабанной установки для живого выступления. Курс начинающего звукорежиссёра.

Правильное звучание на сцене и в зале это предмет горячих споров как музыкантов и вокалистов, так и звукорежиссёров, организаторов мероприятий, владельцев помещений где проходит мероприятие, и конечно зрителей.

Читать далее
+7 (903) 036-55-77 Режим работы: Пн.-Вс. с 9:00-19:00

Ваше имя*
Чем мы можем вам помочь?*
Ваш телефон или e-mail
Обработку персональных данных*

* - обязательные поля