Основы настройки звука бас-гитары на сцене. Курс начинающего звукорежиссёра.

17 июля 2022

Основы настройки звука бас-гитары на сцене. Курс начинающего звукорежиссёра.

Фундамент и основы звучания бас-гитары на сцене, частые проблемы возникающие во время настройки и способы их решения.












 В прошлой статье мы подробно рассмотрели основные принципы настройки звука барабанной установки и самые распространённые проблемы возникающие в процессе настройки. Сегодня же мы поговорим о настройке инструмента заполняющего вторую половину ритм секции - бас-гитаре!

бас-гитара.jpg

  Итак, основная задача звучания баса, в миксе с другими инструментами - создавать фундамент, добавлять объёмный и сочный низ при этом быть читаемым и различимым. Очень серьёзной проблемой становится его изначальная «размазанность», когда звук самого инструмента не имеет чётко различимого основного тона, то есть он теряется в большом количестве обертонов.

  Как мы упоминали в прошлой статье, обертоны это хорошо, без них звучание любого инструмента теряет свою живость и натуральность, однако их необходимо правильно уложить в звучание всех инструментов на сцене, так чтобы они не создавали частотных конфликтов. Так что, смело берём эквалайзер и приступаем к настройке.


Parametric-equalizer.png

   Самым простым инструментом для очистки лишних шумов в звуке является фильтр низких частот. Во время живого выступления частоты ниже диапазона 25-60Гц (а иногда даже выше до 70-80Гц) несут в основном фоновый шум который загрязняет общий микс. Это связано прежде всего с тем, что не каждый комбоусилитель способен воспроизвести столь низкие частоты и в целом с техническим оснащением сцены.
 Поэтому вы можете вырезать эти частоты с помощью high pass фильтра, если в вашем микшерном пульте он есть. Если нет то придётся осторожно вырезать все нижние частоты, следя за тем чтобы не передавить основной тон.









      Фундаментальная частота звучания бас-гитары обычно расположена в диапазоне 80-200Гц, ваша основная задача выделить эту частоту из общего звучания.


  Обертоны расположены на частотах 200-1000Гц. Этот отрезок чаще всего немного понижают чтобы придать общему звучанию чистоту, а так же чтобы не создавать частотные конфликты с гитарой, вокалом и бас-бочкой, основной тон которых так же располагается в этом диапазоне. Однако не стоит увлекаться в обрезке, иначе бас потеряет своё живое звучание и станет очень «сухим».

    *Если в следствии устранения частотных конфликтов и фильтрации бас потерял эффект присутствия, есть один приём который поможет это исправить - гармонический буст частот на равных отрезках.*

 Допустим, вы определили, что основная частота баса 100гц, это значит вам необходимо усилить частоты отстоящие от неё на равных промежутках, то есть равномерно усилить 200, 300, 400Гц. Такой ход улучшит натуральное звучания баса, без чрезмерного завышения основного тона.

  В районе нижней середины, частоты бас-гитары нередко перекрывает электрогитара. Если вы услышали например, что в районе 400Гц гитара сильно наезжает на звучание баса, то усильте эту частоту у бас-гитары и на ту же величину зеркально понизьте у электро гитары - таким образом вы выровняете общее звучание.

  Если есть необходимость добавить звучанию бас-гитары яркости и чистоты, то усильте частоты в промежутке 1-4 кГц. Забираться выше по частотному диапазону не рекомендуется, вместо ожидаемого щелчка и читаемости, в звучание добавится только шипение и шум, однако и у этого правила бывают исключения, поэтому будьте внимательны.

  Компрессия бас гитары по своей сути и стоящих перед ней задач, не отличается от компрессии любого другого инструмента. Она нужна для того чтобы оживить звучание инструмента и
сбалансировать динамику игры, делая самые тихие ноты отчётливее, а самые громкие менее резкими.


sidecompression.png
  Если в вашем распоряжении на сцене оказался цифровой микшерный пульт, то вот вам рекомендации по настройке компрессора: соотношение Ratio 3:1 или 4:1, атака 100 мс, быстрый спад 25 мс и порог срабатывания 5-10 Дб.

  Установив эти значения начните понижать атаку до тех пор, пока бас не потеряет чёткость и агрессию, как только это произойдёт верните значение атаки на несколько милисекунд назад.

  Далее необходимо подобрать время спада Releasе. Медленно повышайте его значение до тех пор пока бас не начнёт затухать одновременно с другими инструментами в миксе, как бы «дышать» вместе с ними. Обычно это происходит в районе 50-150 мс. Данный эффект получается за счёт того, что при таких настройках, функция подавления гейна Gain reduction успевает полностью сработать что отчётливо видно по индикатору срабатывания.

 В итоге у вас должен получится объёмный, чёткий, прекрасно читаемый при этом мощный звук Бас-гитары. Помните никакие советы и инструменты не заменят вашего собственного слуха и личного опыта, так что если сомневаетесь - доверяйте именно им!


vinicius-amnx-amano-dK45slOi_Ds-unsplash.jpg

  


Возврат к списку



Новости на музыкальном рынке

Акция "Ударный март"

Акция "Ударный март", посвященная всем любителям барабанов уже началась и продлится до конца этого месяца!


Читать далее
+7 (903) 036-55-77 +7 (962) 272-55-44 



Режим работы: Пн.-Вс. с 9:00-19:00

Ваше имя*
Чем мы можем вам помочь?*
Ваш телефон или e-mail
Обработку персональных данных*

* - обязательные поля